Большой Формат
Большой Формат
завожу одну общую тему для большого формата. т.к. копал последнее время разные источники буду постить тут всякую разную информацию. как теоретического так и практического характера
Re: Большой Формат
Камеры. Классификация
грубо говоря БФ камеры можно разделить на два типа: полевые и карданные.
"полевые" камеры как следует из названия предназначены для работы в поле
обычно представляют из себя небольшую коробочку которая раскладывается.
Graflex Crown Graphic - типичная полевая камера. достаточно большой набор подвижек, сменная оптика, дальномер. приемлемая жесткость. но вес достаточно приличный, т.к. все металлическое.


"полевые" мыльницы. наш отечественный ФОТОКОР так же можно отнести к полевым камерам. аналогичные ФОТОКОРУ модели выпускались и за рубежом. эдакие БФ-мыльницы. основные черты которых - несменная оптика, неподвижный задний стандарт и ограниченные возможности работы с передним стандартом (обычно есть сдвиги, но нет вращений). из минусов - малая жесткость конструкции и как следствие некоторая не параллельность плоскости объектива с плоскостью пленки. из плюсов - компактность и малый вес

Карданные (monorail)
камеры уже не складываются. передний и задний стандарт укреплены на рельсу (отсюда собственно и название). все подвижки, более точные чем в камерах других конструкций. повышенная жесткость конструкции. возможность установки промежуточного стандарта для увеличения диапазона растяжения меха (важно при работе с длиннофокусной оптикой)
Graflex Graphic View II


грубо говоря БФ камеры можно разделить на два типа: полевые и карданные.
"полевые" камеры как следует из названия предназначены для работы в поле

Graflex Crown Graphic - типичная полевая камера. достаточно большой набор подвижек, сменная оптика, дальномер. приемлемая жесткость. но вес достаточно приличный, т.к. все металлическое.


"полевые" мыльницы. наш отечественный ФОТОКОР так же можно отнести к полевым камерам. аналогичные ФОТОКОРУ модели выпускались и за рубежом. эдакие БФ-мыльницы. основные черты которых - несменная оптика, неподвижный задний стандарт и ограниченные возможности работы с передним стандартом (обычно есть сдвиги, но нет вращений). из минусов - малая жесткость конструкции и как следствие некоторая не параллельность плоскости объектива с плоскостью пленки. из плюсов - компактность и малый вес

Карданные (monorail)
камеры уже не складываются. передний и задний стандарт укреплены на рельсу (отсюда собственно и название). все подвижки, более точные чем в камерах других конструкций. повышенная жесткость конструкции. возможность установки промежуточного стандарта для увеличения диапазона растяжения меха (важно при работе с длиннофокусной оптикой)
Graflex Graphic View II


Re: Большой Формат
Устройство БФ камеры
грубо говоря БФ камера состоит из четырех частей:
- рельса
- передний стандарт
- задний стандарт
- мех

передний стандарт обеспечивает необходимые подвижки.

объектив может быть как сменный так и несменный. сменные объективы монтируются на так называемой "доске" - обычно квадратной пластине, которая вставляется в пазы переднего стандарта и фиксируется там защелками или прижимными штуками. понятное дело что передний стандарт может перемещаться туда-сюда по рельсе
задний стандарт

у полевых камер он по рельсе не ездит. может быть как полностью неподвижным, так и обеспечивать различные подвижки/вращения. на задний стандарт устанавливают "задник" - т.е. рамку куда можно поставить матовое стекло по которому идет фокусировка, либо кассету с пленкой. есть разные конструкции задников. в некоторых необходимо вынимать матовое стекло чтобы поставить кассету. в некоторых матовое стекло на пружинах/резинках отодвигается назад и на его место вставляется кассета. вот как это выглядит - задник с вставленной кассетой:

Пару слов за подвижки стандартов
HORSEMAN Woodman 45 - полевая камера. Подвижки в камере:
Стандарт с объективом:
Вверх 35мм, Вниз 25мм, Поворот 10°
Наклоны: 20° вперед, 30° назад
Поперечное перемещение 10 мм (Влево/Вправо)
Стандарт с магазином:
Поворот 10° (Влево/Вправо),
Наклон 25°(Вперед/Назад)
Материал: дерево
Вес: 1.45 кг
Horseman LX - карданная камера. Подвижки в камере:
Смещение Верх/Вниз 30 мм +30 мм
Смещение вверх задней панели 40 мм (смещение параллельно плоскости пленки/объектива)
Поперечное смещение 30 мм + 30 мм
Поворот 360°
Центральный угол наклона 360°
Свободный наклон переднего стандарта 40° вперед/назад
Материал: Отлитый в пресс-форме и механически обработанный сплав алюминия
Вес: 6.5 кг
грубо говоря БФ камера состоит из четырех частей:
- рельса
- передний стандарт
- задний стандарт
- мех

передний стандарт обеспечивает необходимые подвижки.

объектив может быть как сменный так и несменный. сменные объективы монтируются на так называемой "доске" - обычно квадратной пластине, которая вставляется в пазы переднего стандарта и фиксируется там защелками или прижимными штуками. понятное дело что передний стандарт может перемещаться туда-сюда по рельсе
задний стандарт

у полевых камер он по рельсе не ездит. может быть как полностью неподвижным, так и обеспечивать различные подвижки/вращения. на задний стандарт устанавливают "задник" - т.е. рамку куда можно поставить матовое стекло по которому идет фокусировка, либо кассету с пленкой. есть разные конструкции задников. в некоторых необходимо вынимать матовое стекло чтобы поставить кассету. в некоторых матовое стекло на пружинах/резинках отодвигается назад и на его место вставляется кассета. вот как это выглядит - задник с вставленной кассетой:

Пару слов за подвижки стандартов
HORSEMAN Woodman 45 - полевая камера. Подвижки в камере:
Стандарт с объективом:
Вверх 35мм, Вниз 25мм, Поворот 10°
Наклоны: 20° вперед, 30° назад
Поперечное перемещение 10 мм (Влево/Вправо)
Стандарт с магазином:
Поворот 10° (Влево/Вправо),
Наклон 25°(Вперед/Назад)
Материал: дерево
Вес: 1.45 кг
Horseman LX - карданная камера. Подвижки в камере:
Смещение Верх/Вниз 30 мм +30 мм
Смещение вверх задней панели 40 мм (смещение параллельно плоскости пленки/объектива)
Поперечное смещение 30 мм + 30 мм
Поворот 360°
Центральный угол наклона 360°
Свободный наклон переднего стандарта 40° вперед/назад
Материал: Отлитый в пресс-форме и механически обработанный сплав алюминия
Вес: 6.5 кг
Re: Большой Формат
Кассеты
унификация - страшная сила. сейчас наиболее используемые пластиковые двухсторонние кассеты. т.е. в одну кассету можно зарядить два листа пленки. современный холдер выглядит так:

ушки справа - это хваталки шибера (darkslide) который выдвигается и открывает доступ к пленке:

заряжается пленка вот так:

заряжать кассету надо в темноте. для этого выдвигается шибер (на фото слева) и в пазики вставляется лист пленки. после чего этот самый шибер задвигается назад, защищая пленку от света.

листу пленки имеют в правом верхнем углу зубчики - маркировку которая говорит о том что это за пленка и с какой стороны у нее эмульсия.

унификация - страшная сила. сейчас наиболее используемые пластиковые двухсторонние кассеты. т.е. в одну кассету можно зарядить два листа пленки. современный холдер выглядит так:

ушки справа - это хваталки шибера (darkslide) который выдвигается и открывает доступ к пленке:

заряжается пленка вот так:

заряжать кассету надо в темноте. для этого выдвигается шибер (на фото слева) и в пазики вставляется лист пленки. после чего этот самый шибер задвигается назад, защищая пленку от света.

листу пленки имеют в правом верхнем углу зубчики - маркировку которая говорит о том что это за пленка и с какой стороны у нее эмульсия.

Re: Большой Формат
Оптика
собственно дошли до самого интересного
БФ оптика - это вам не всякая узкопленочная фигня 
рабочий отрезок - его попросту нет. расстояние от пленки до объектива примерно равно фокусному расстоянию используемого объектива. в некоторых редких случаях бывают исключения - расстояние от пленки до объектива значительно меньше чем фокусное (например объективы серии ROSS TELEROS). но это скорее исключение из общего случая.
фокусные расстояние естественно больше чем на СФ. для формата 4x5 размер кадра как можно легко догадаться составляет 4 на 5 дюймов или примерно 10 на 12,5см. штатник как мы знаем должен иметь фокусное примерно равное диагонали кадра или чуток больше. т.е. мы получаем фокусное примерно 150-180мм или 6-7 дюймов. объектив с фокусным 135мм будет чем-то вроде умеренного широкоугольника (аналог 35мм на узкой пленке). объектив с фокусным 90мм будет самым настоящим широкоугольником с углом зрения примерно соответствующим 25-30мм на узкой пленке. портретник для 4х5 - это фокусные 200-300мм
Покрытие кадра
казалось бы для камеры с форматом 4x5 нужен объектив который эти самые 4 на 5 накроет. но мы забываем о подвижках. если мы захотим их использовать то нам уже потребуется объектив который накроет 4x5 с некоторым запасом, иначе при подвижках мы просто получим виньетирование либо вообще вылетим за границы кадра. так что об этом моменте не стоит забывать
А затвор где?
да, действительно - где же он? везде по разному. есть пресс-камеры у которых стоит затвор в фокальной плоскости - как мы привыкли видеть на зеркалках. но обычно затвор ставят на сам объектив.

Древняя линза .. без затвора
есть такие. и достаточно много. буржуи называют их brass lens. например:

если в камере нет затвора то вариантов несколько - либо крышечкой открывать-закрывать. народ пишет что при определенной сноровке можно достаточно точно отрабатывать выдержки от 0,5сек
либо мастерить простейший гильотинный затвор
http://www.largeformatphotography.info/ ... ction.html
http://www.largeformatphotography.info/ ... peeds.html
который устанавливается перед объективом
собственно дошли до самого интересного


рабочий отрезок - его попросту нет. расстояние от пленки до объектива примерно равно фокусному расстоянию используемого объектива. в некоторых редких случаях бывают исключения - расстояние от пленки до объектива значительно меньше чем фокусное (например объективы серии ROSS TELEROS). но это скорее исключение из общего случая.
фокусные расстояние естественно больше чем на СФ. для формата 4x5 размер кадра как можно легко догадаться составляет 4 на 5 дюймов или примерно 10 на 12,5см. штатник как мы знаем должен иметь фокусное примерно равное диагонали кадра или чуток больше. т.е. мы получаем фокусное примерно 150-180мм или 6-7 дюймов. объектив с фокусным 135мм будет чем-то вроде умеренного широкоугольника (аналог 35мм на узкой пленке). объектив с фокусным 90мм будет самым настоящим широкоугольником с углом зрения примерно соответствующим 25-30мм на узкой пленке. портретник для 4х5 - это фокусные 200-300мм
Покрытие кадра
казалось бы для камеры с форматом 4x5 нужен объектив который эти самые 4 на 5 накроет. но мы забываем о подвижках. если мы захотим их использовать то нам уже потребуется объектив который накроет 4x5 с некоторым запасом, иначе при подвижках мы просто получим виньетирование либо вообще вылетим за границы кадра. так что об этом моменте не стоит забывать
А затвор где?
да, действительно - где же он? везде по разному. есть пресс-камеры у которых стоит затвор в фокальной плоскости - как мы привыкли видеть на зеркалках. но обычно затвор ставят на сам объектив.

Древняя линза .. без затвора
есть такие. и достаточно много. буржуи называют их brass lens. например:

если в камере нет затвора то вариантов несколько - либо крышечкой открывать-закрывать. народ пишет что при определенной сноровке можно достаточно точно отрабатывать выдержки от 0,5сек

либо мастерить простейший гильотинный затвор
http://www.largeformatphotography.info/ ... ction.html
http://www.largeformatphotography.info/ ... peeds.html
который устанавливается перед объективом
Re: Большой Формат
Tessar, Dagor, Dogmar, Pezval и прочие
конечно можно пользовать относительно современную оптику середины/конца прошлого века. но цены на нее крайне негуманные. больший интерес представляет собой использование древних объективов конца позапрошлого начала прошлого века. вот именно там мы можем найти уникальный и неповторимый рисунок, который невозможно будет воспроизвести на СФ или узкой пленке. почему? потому что по мере развития фотографии менялись технологические возможности производства оптики и менялись схемы построения объективов.
на рубеже примерно 30-40х годов производители оптики пришли к трем основным схемам - триплет, тессар и планар. собственно они и занимали лидирующие позиции в середине прошлого века. и настолько занимали что подчас найти разницу в картинке двух полтинников разных производителей практически невозможно. собственно эти три схемы вытеснили с рынка более раннюю оптику. причины разные - это не только повышенные резкостные характеристики, но и более технологический процесс сборки
что же было раньше? началось все с самого простого объектива из одной линзы (мениска). дальше придумали симметричную схему с двумя линзами. в качестве передней/задней линзы применяли различные склейки из нескольких линз, либо две линзы с воздушным зазором. были и разные промежуточные решения. например Пецваль - спереди ахроматическая склейка, сзади две положительные линзы с воздушным зазором.
Зачем вам Гэ40?? Вот вам Пецваль в работе:



Bausch & Lomb Rapid Rectilinear


Heliar



Ресурсы по старым линзам
пока нашел вот что:
http://www.allenrumme.com/lensdb/DBIntro-1.html - тут сводные таблицы старых линз с их параметрами. более 2000
http://dioptrique.info/sommaire/sommaire.htm - тут огромная свалка оптических схем старых объективов. на франхцузском, но гугль переводит
конечно можно пользовать относительно современную оптику середины/конца прошлого века. но цены на нее крайне негуманные. больший интерес представляет собой использование древних объективов конца позапрошлого начала прошлого века. вот именно там мы можем найти уникальный и неповторимый рисунок, который невозможно будет воспроизвести на СФ или узкой пленке. почему? потому что по мере развития фотографии менялись технологические возможности производства оптики и менялись схемы построения объективов.
на рубеже примерно 30-40х годов производители оптики пришли к трем основным схемам - триплет, тессар и планар. собственно они и занимали лидирующие позиции в середине прошлого века. и настолько занимали что подчас найти разницу в картинке двух полтинников разных производителей практически невозможно. собственно эти три схемы вытеснили с рынка более раннюю оптику. причины разные - это не только повышенные резкостные характеристики, но и более технологический процесс сборки
что же было раньше? началось все с самого простого объектива из одной линзы (мениска). дальше придумали симметричную схему с двумя линзами. в качестве передней/задней линзы применяли различные склейки из нескольких линз, либо две линзы с воздушным зазором. были и разные промежуточные решения. например Пецваль - спереди ахроматическая склейка, сзади две положительные линзы с воздушным зазором.
Зачем вам Гэ40?? Вот вам Пецваль в работе:



Bausch & Lomb Rapid Rectilinear


Heliar



Ресурсы по старым линзам
пока нашел вот что:
http://www.allenrumme.com/lensdb/DBIntro-1.html - тут сводные таблицы старых линз с их параметрами. более 2000
http://dioptrique.info/sommaire/sommaire.htm - тут огромная свалка оптических схем старых объективов. на франхцузском, но гугль переводит
Re: Большой Формат
с чего начать и где все купить ...
Re: Большой Формат
зарезервировано
Re: Большой Формат
зарезервировано
Re: Большой Формат
ну а такой вот дурной вопрос - камеры то достать можно, а вот кодак 4х5 где брать, где проявлять если цветной?
Re: Большой Формат
завтра напишу. все можно купить. и проявлять есть где. все более чем реально
Re: Большой Формат
ну так, что там по поводу купить, проявлять - где?
Re: Большой Формат
будет. чуть позже - пока нет времени сидеть-писать
- mehanik1102
- Новичок
- Posts: 1
- Joined: 12 Mar 2012, 16:02
- Фототехника: Разная. Последнее время активно пользую Оли Е420
- Location: Северодонецк
Re: Большой Формат
Добрый день!
Ходил по сети, наткнулся, открыл, прочитал, получил большое удовлетворение, захотел поблагодарить за проделанную работу, зарегистрировался, А теперь - СПАСИБО!
И сразу вопрос - а где продолжение и развитие темы?
Ходил по сети, наткнулся, открыл, прочитал, получил большое удовлетворение, захотел поблагодарить за проделанную работу, зарегистрировался, А теперь - СПАСИБО!
И сразу вопрос - а где продолжение и развитие темы?
Re: Большой Формат
продолжение будет. только вот надо собраться с силами написать ))